Добро пожаловать на портал мототуристов!
Регистрация |
Войти Новые сообщения Участники Правила форума Поиск RSS

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: AlexSPB, Варяг  
Форум Содружества Мототуристов MotoTravels » ПОГОВОРИТЬ ПО ДЕЛУ » Обсуждения маршрутов и мест » Черкесские Джиласу. (Заповедные места Кавказа.)
Черкесские Джиласу.
LOTOS Дата: Суббота, 12.02.2022, 11:17 | Сообщение # 1
Группа: пользователь
Мотоцикл: F800GS.DR-Z400S.FE-350.ИЖП5
Город: Глухов,Сумская обл.
Сообщений: 2317

Сейчас offline
Джиласу-2021.

Прошлым сентябрем в компании ОФРП катались по Кавказу, правда с Пашей Savl экстрималили вместе с "Пиплами" мы недолго. поехали сами по лайт-маршруту.
Часть повествования с осеннего путешествия посвященное источникам Джиласу.
Чуть позже расскажу, как все начиналось. smile

Что такое Джиласу и почему мы с Пашей туда поперлись, вернее я потащил Пашу в это Богом забытое «селение», даже не селение, а туристический приют.
Именно приют, где нет элементарных человеческих благ, к которым мы теперь так привыкли: электричество, связь, канализация, центральное отопление и удобная кровать с крышей над головой.











Все это напрочь отсутствует на Черкесских Джиласу, правда кровать и крыша над головой есть, особенно не в сезон, а конец сентября в горах на высоте 2600 м это точно не сезон – каждое утро приморозки и ночь в палатке в таких условиях точно настоящий экстрим.
В мире туризма сейчас вошло в моду понятие – АУТЕНТИЧНОСТЬ, т.е. первозданное или «народное», а применительно к природе это скорее обозначение нетронутых человеком мест. В общем это все своими словами, ну чтобы вы меня поняли.
Как раз Черкесские Джиласу и есть АУТЕНТИЧНЫМ природным местом и не только природным, но и социальным местом где живут люди. Почему именно аутентичное, так там все осталось так, как и 150-200 лет назад, т.е. с 19-го века. Если конечно не считать, что люди туда теперь приезжают не на конях, а бывает на джипах по 100 тыс. дол. или как мы, на эндуро-мотоциклах.
Во всероссийском туризме Черкесские источники Джиласу так рекламируются, как «КУРОРТ ХIХ века», в смысле все осталось так, как 150 лет назад и в принципе менеджеры турфирм правы – АУТЕНТИЧНОСТЬ места на 100% подпадает под понятия жизни позапрошлого века.











В такое место привез Пашу, причем в моих планах изначально было зависнуть здесь минимум на пару суток, а еще лучше на 3-4 ночи, но все зависит не только от меня, учитывая наш дальнейший совместный интересный маршрут, надо искать компромисс.
Надо заметить Паша не был готов к такому повороту событий, пока ехали, он периодически с кем то связывался, звонил, выяснял какие то дела. Путешествие это хорошо, но домашние дела-заботы никто не отменял, в его случае точно.
А тут еще выяснилось, что здесь нет мобильной связи от слова – совсем. С улыбкой вспомнил Сергея Иванова-«Космонавта», тот даже в песках Монголии был постоянно с нетбуком – дистанционная работа это круто, но вот на Джиласу Сергею точно не надо – «завалит» все дела.
Такая вот «аутентичность» Богом забытого места.
Почему все же даже сюда «ломится» народ? Все дело в целебных источниках двойного действия: для тела и желудка одновременно. Тот редкий случай, когда местные нарзаны можно пить и одновременно принимать ванны. Правда источники разные, ванны в одном месте, питьевой нарзан в другом и то и другое бьет прямо с земли.
Можно долго рассказывать о целебных свойствах здешних вод, но это тот случай, что лучше раз увидеть-попробовать – сколько сахар не говори, во рту слаще не станет.
Наглядный пример с украинским борщом, что толку рассказывать о вкусности борща или смотреть блюдо на картинках ? Лучше раз поесть и сразу все поймете.
Так с Джиласу, то что здесь красиво, так это не то слово! Представьте над вами просто нависает гора высотой 5600 м, а вы на 2700 м и вершина снежной шапки горы в прямой видимости на расстоянии 10 км.
В хорошую ясную зимнюю погоду две белые шапки Эльбруса иногда видны даже с трассы М29, так это 150 км по воздуху, а тут всего то 10 км!!
Первый раз приехал на Черкесские Джиласу в августе 2013 года и конечно был поражен суровой красотой здешних мест – никаких деревьев, альпийские луга, постоянный шум горной реки и шаговая доступность до самой высокой горы Европы.
Потом еще раз приезжал на эндуро с парнем с Питера Димой в августе следующего 2014 года – остались самые теплые, приятные воспоминания, оба раза ночь в палатке на высоте 2600 м, когда ночная температура даже в августе стремится к нулю градусов.
В этот раз нам с Пашей считай повезло, конец сентября, никакой лечащейся публики и палаток – не сезон, холода.
Нам выделили вагончик с печкой буржуйкой и двумя кроватями.
Быстро переоделись и пошли вместе к ванным, есть возможность скупаться и освежиться после длинной дороги, все таки 200 км пути в горах на эндуро КТМ-ЕХС удовольствие еще то, вернее никакого удовольствия.
Температура на улице +10, температура воды в каменной ванне для купания +20 +22, контраст на лицо, но все же +22 это вам не +40 в гейзерах Адыгеи.
Паша тем не менее купаться не рискнул, мол холодно, а мне – одно здоровье, иначе зачем сюда ехал?!
10 минут в бурлящей газами воде, так сказать нарзановая ванна в полный рост, конечно вода не совсем нарзан, но все равно лечебная и бьет прямо из под земли, насыщенная минералами вулканического Эльбруса.
Вернулись назад в свой домик, затопили буржуйку, приготовили ужин при свете – по вечерам работал генератор и «раздавал» свет малочисленным проживающим туристам.









А ЧЕГО ВЫ ХОТЕЛИ ОТ КУРОРТА ХIХ ВЕКА ?? cry

Сидя в тепле, после ванны, за вкусным ужином вспомнил бригаду «Пиплов», где они там сейчас? Наверняка «бьются» на маршруте с очередным хребтом и сейчас в палатках, а если под Макропитджем на высоте 2000 м, так там уже и костер не разведешь, высотные альпийские луга, нет деревьев.
Зато у нас еще выше, 2600 м и куча «пряников»: вкуснейший целебный питьевой нарзан буквально в 50 м от домика, ванны уже принял и уютная крыша над головой с настоящей печью-буржуйкой и живым огоньком, ЛЕПОТА!
Паша не ожидал, что у нас здесь будет «дневка», но задаю встречный вопрос:
- А мы куда спешим? Чтобы с такого дивного места завтра утром срываться и ехать дальше.
Паша соглашается, надо передохнуть. Говорю Паше, так может на пару дней останемся?
- Нет, нет, мне надо дальше.
Дальше, так дальше, значит вместе поедем послезавтра по интересному маршруту через «Золотые ворота» на Кабардинские Джиласу.
Утром познакомились с «бригадой» мужиков человек 6, приехали на джипе, отдохнуть от трудов праведных, на целую неделю пить нарзан-боржоми, купаться в ваннах утром-вечером, ходить по местным склонам.
Вот это КЛАСС! Сам бы с удовольствием остался в этих нетронутых местах на недельку, но точно не в этот раз, нас с Пашей еще ждет дорога на Тырныауз, через один из самых высоких Кавказских автоперевалов Шаукам = 2900 м и далее срезка на Безенги, после которых горячий гейзер Аушигер. Впереди интересный путь и SPA «Аушигер».
Мужики-туристы рассказали-показали где питьевые источники нарзана, здесь несколько и за ванны, что купаться по 10-15 мин. Не более двух раз в день: утром и вечером.
Паша снова отказался от ванны, сославшись, что не любит холодную воду.
В обед туристы пригласили на вкуснейший лагман, приготовленный с утром разделанного барашка.
Поменял масло в своей Хускварне, Паша подсобил. К вечеру прошли по «оффроудпипловскому» треку Володи Че, он проходит по пешеходной натоптанной тропе в сторону Кабардинских Джиласу и «немецкого» аэродрома. Тут то и идти не совсем просто, а как будут экстрималы с компании Оффроудпипл ехать на мотоциклах, ни мне, ни Паше не понятно.
Теоретически здесь с веревками можно вытащить легкий эндуро мотоцикл на снежный перевал Палбаши = 3700 м и то не одному или вдвоем, а компанией человек 5-6, чтобы волоком тащить эндуро вверх.





Как тут ехать, если даже пешком можно шею свернуть?!



Зашли с Пашей по тропе на 2750 м, перепрыгивая и обходя большие камни. Паша тоже согласился, что ехать здесь с гружеными сумками вряд ли получится.
К вечеру раскочегарили буржуйку, подрубили дров, прошлой ночью мы замерзли, даже под теплыми одеялами.
Паша позвонил по «спутнику» домой, предупредил что пару дней будет без связи, сам телефон дали теперь уже знакомые туристы, был у них и даже такой недешевый современный девайс.
Вечером снова на ванну, Паша опять не окунался, потом к теплой «буржуйке», рассказывать туристические байки. Паша описывал магаданские красоты, путь по старой Калыме и прелести маршрута по БАМу на мотоцикле – везде сплошной экстрим, что наш кавказский путь просто легкая прогулка, на фоне путешествия по БАМу и Колыме.
У меня самые свежие воспоминания о альпийском перевале Стельвио и прекрасных дорогах вдоль Андриатики, а еще ночь в Венеции и Дубровники, кои посетил во время первого пост-ковидного летнего путешествия по Европе на БМВ-800ГС.







Перевал Стельвио на 2800 м по своему прекрасен, интересный крутой асфальт серпантин высотой в 1 км и рядом граница со Швейцарией, а на КПП только железные солдаты, в самом прямом смысле! Нам бы такой КПП с Россией и Грузией, да и Европой тоже!

Здесь же зашел разговор вообще о теме «зачем путешествуем»?
Изложил Паши свои принципы, которые само-собой определились за последние 15 лет:
- В первую очередь во главу всех своих путешествий ставлю не зрительное восприятие мира, мол как здесь красиво, а чувственную сторону, как эта красота влияет на мой организм, да Паша, представь себе, именно на мои рецепторы вкуса, цвета, запаха.
Как тот же пример с украинским борщом, не просто рассказать какой он вкусный или «красивый», а в первую очередь попробовать на вкус и чтобы мой желудок убедился, что это вправду вкусно!
Вот такой прагматический подход к любому своему путешествию, выработался он годами методом проб и ошибок и на основании своего личного опыта, а не чьих рассказов, как там прекрасно «за морями».
А личный опыт за последних 10-12 лет приобрел нешуточный, 4-6 месяцев бываю порой за год в различных путешествиях, от пеших походов до круизных лайнеров через Атлантику.







А ВЕДЬ И ВПРАВДУ ВИДЫ НА "1000$", а если еще нарзан по утрам бесплатно и ванна в полный рост с того же нарзана тоже FREE !!



И даже здесь на Джиласу мне интересен в первую очередь не вид на Эльбрус, хотя он прекрасен, но это прекрасное в «рот не положишь», мне прекрасен здесь вкус нарзана и воздействия термальных источников на мое тело именно за этим сюда и ехал, именно эти моменты интересуют меня в первую очередь. В таких моментах нахожу МОТИВАЦИЮ к своим настоящим и будущим путешествиям.
Вспоминаю последнее с «Пиплами» монгольское путешествие, вот им подавай пески и пустыню, а у меня после туркменских Каракум-2016 на эти пески полное отвращение. Потому и свалил сначала на Телецкое озеро, когда я еще в нем покупаюсь, потом на Укок и перевал Теплый Ключ с радоновыми ваннами.
Дальше вместо с компанией в Гоби, рванул в одиночестве на Байкал и термальные источники Загза в Бурятии на берегу Байкала – приятно вспомнить, а что полезно «для себя любимого», так тут и говорить нечего! Потому в эту поездку обязательно хочу попасть в Аушигер, прекрасные термальные источники.
Такой вот «спитч» получился в беседе с Пашей у теплой буржуйки за ужином на Черкесских Джиласу.
А ехать в путешествие на мотоцикле с палаткой и баулом за тысячи километров, чтобы «отжаться» или «промерить» очередное болото, так у нас на Полесье, рядом с домом, полно болот и хлябей, нах на Кавказ переться?
Не знаю убедил ли в чем Пашу, ну хотя бы он точно понял, почему мы здесь остались на пару суток и почему мне хочется остаться здесь еще на дольше: попить нарзана, купаться в ванных в полный рост и забыть, что у тебя есть «мобила» (ей здесь разве что гвозди забивать).
В лирическом настроении, под треск дровишек в буржуйке отошли ко сну, завтра нас ждут «великие» дела, переезд на Кабардинские Джиласу через крутой серпантин с 1400 м на 2100 м на плато Бырмамыт через «Золотые ворота» - веселая дорожка и дай Бог, чтобы не было дождя, иначе можем не заскочить по срезке на Бармамыт.
Хотя если даже взять чистую «математику» нашего трипа, то получится тоже интересно: с 2600 м спуститься на 1400 м, потом снова на 2100, далее по дороге через перевал 2800 м снова спуститься на Кабардинские Джиласу на 2500 м по высоте.
Кабардинские Джиласу здесь рядом, через хребет высотой 3700 м всего лишь 20 км пешего хода по прямой, а если на мотоцикле то по эндуро дороге будет круг 150 км, а вдруг на машине, то еще дальше, через перевал Гум-Баши = 2100 м, получится круг в более чем 200 км.



Сюда только на джипе и плато Бырмамыт тоже, только 4х4 или эндуро.



В нашем случае главное, что по прогнозам на завтра еще стоит хорошая солнечная погода, во всяком случае до обеда точно, потому поедем с утра в сторону Хурзука, где есть связь и прочие блага человеческие.


 
Сегизмунд Дата: Суббота, 12.02.2022, 21:40 | Сообщение # 2
Группа: пользователь
Мотоцикл: Pan-European 1100
Город: Анапа
Сообщений: 6

Сейчас offline
Классная поездка! Черкесы расстарались: купель облагородили, гостишку соорудили. Пару лет назад ничего этого не было. И даже купель была арматурой заварена. А насчет холодной воды- Паше плохо объяснили. Я сам не переношу холодную воду. Но когда приезжал первый раз всё же искупался. Интересный эффект ( мокрого гидрокостюма)- холодно первые 20 секунд, далее тело плотно покрывается мелкими пузырьками и становится довольно комфортно!
И ещё по дороге: Я за рулём с 1974 года но тут впервые в жизни на спуске тормозил двигателем! Реально боялся перегреть тормоза. Но насчёт красоты. Ну да красиво. Первые пару раз. И конечно главный центр притяжения взгляда- Эльбрус!
 
pm Дата: Понедельник, 14.02.2022, 20:07 | Сообщение # 3
Группа: пользователь
Мотоцикл: нет
Город: нет
Сообщений: 718

Сейчас offline
Красиво. Хорошие фотографии. Вы писали, что ездили в Альпы в этом году. Там наверное виды гор тоже "глаза не отведёшь". Нет возможности нам их показать?
 
sergeech007 Дата: Вторник, 15.02.2022, 12:43 | Сообщение # 4
Группа: пользователь
Мотоцикл: F800GS Adv.
Город: OZ
Сообщений: 160

Сейчас offline
Мужики, небольшой вопрос для местных: как там погода в конце апреля - начале мая?
Возможно мимо поеду в эти даты и не знаю стоит заезжать или еще "не на что там смотреть" (условно говоря)?
 
LOTOS Дата: Вторник, 15.02.2022, 17:33 | Сообщение # 5
Группа: пользователь
Мотоцикл: F800GS.DR-Z400S.FE-350.ИЖП5
Город: Глухов,Сумская обл.
Сообщений: 2317

Сейчас offline
Цитата pm ()
Там наверное виды гор тоже "глаза не отведёшь". Нет возможности нам их показать?


Обязательно покажу, написал 3/4 отчета еще в сентябре и потом затянули другие дела. Ну теперь точно допишу и "кидану" сюда, на Тревелс.
А пока 3-4 фото.













Не только Альпы, но и Дубровник на Андриатике просто прекрасен!

Цитата sergeech007 ()
Мужики, небольшой вопрос для местных: как там погода в конце апреля - начале мая?


В мае на высотах свыше 2000 м будет лежать снег, так что на эндуро маршрут не получится ехать в конце апреля.





Вот что может быть в мае, а тем более в апреле!


 
LOTOS Дата: Вторник, 15.02.2022, 17:45 | Сообщение # 6
Группа: пользователь
Мотоцикл: F800GS.DR-Z400S.FE-350.ИЖП5
Город: Глухов,Сумская обл.
Сообщений: 2317

Сейчас offline
Как и обещал, начало кавказского эндуро трипа в сентябре 2021.

Кавказ — 2021.

Эпистолярный жанр потихоньку «загибается» и тому есть простое объяснение: раньше все эти любительские отчеты и впечатления о путешествиях писались в том числе для получения полезной информации из первых рук.
Сейчас такой инфы с избытком: Вайбер, Ватсап, Телеграм, Фейсбук — практически в прямом эфире путешественники делятся впечатлениями и рассказывают о перипетиях своих трипов.
Но, как говаривал один прибалтийский автовояджер, для чего мы путешествуем? В том числе, чтобы длинными зимними вечерами, сидя у камина с удовольствием вспоминать летние приключения!
И он прав на 100% - настали длинные зимние вечера, есть время вспомнить и как бы еще раз «окунуться» в приятные моменты летних приключений.
Поехали...
Эндуро-Кавказ — 2021 ...
Как всегда в последние 3 года, заглавие можно продолжить: «с ОФРП и без».
Так уж сложилось, что с некоторыми из ребят «банды» ОФРП (оффроудпипл — внедорожные люди, если дословно) виртуально знаком еще с 2011 года по общение на сайте «Мототревелс», а если брать Саню «Скунса», так мы с ним прекрасно проводили время на слете «Мототревелс» в августе 2012.
Наконец на Майские-2018 влился в компанию «Пиплов» во время традиционных «проверочных» заездов-путешествий по предгорьям Кавказа.
«Проверку» прошел, хотя конечно то Майское путешествие оставило в памяти неизгладимые впечатления, вышел из него в состоянии «грогги», шок — это по нашему!
Затем состоялась Грузия-2018 в сентябре, снова Майские-2019 и незабываемая Алтай - Монголия в августе 2019 с частью маршрута по пустыне Гоби.
Хотя, верьте на слово, любое путешествие в компании OFRP, если вы на него «подпишитесь», на 100% уверен, оставит в вашей памяти неизгладимые впечатления!
Ребята с клуба ОФРП отчаянные романтики и бесшабашные жизнелюбы, тут чего только стоит неизменный девиз Команды:
«400 м до дороги...» - набитый на фирменных «хоккейках» Клуба.
Именно в нем вся сущность путешествий ОФРП, когда не важен результат, главное сам ПРОЦЕСС - вы в пути, вне дорог и порой вне времени, как говорится куда кривая выведет.



Так было в каждом из моих четырех «заездов» вместе с компанией и если первый «проверочный» трип катал с ними по принципу «куда скажут», то уже начиная с Грузии в сентябре 2018 стали брать сомнения: в моем случае в путешествии главное результат, доехать до точки «А» и своим ходом вернуться домой.
У «Пиплов» любая точка «А» всего лишь химера, главное не результат, а сам процесс «КАТАЦЦА».
Потому с удовольствием приезжая на совместные покатухи в компанию, порой с нее «сливался» на свой маршрут, не столь экстримальный, как у ОФРП, все же для меня главное в путешествии, тем более за тысячи км от дома, ездить на мотоцикле, а не таскать его со шмурдюком на веревках по непроходимым горным тропам или монгольским ущельям.
Этакая прелюдия к последнему мото-путешествию с ОФРП в сентябре 2021 г. по горам Кавказа.
После Монголии-2019 в общении с командой вышел вынужднный перерыв — covid-19 спутал карты всем путешественникам. Закрытые границы, карантин и сама болезнь (от которой к тому же легко можно «загнуться») поставили под сомнения сам принцип свободных поездок по Миру.
К тому же Россия почти на полтора года напрочь закрыла границы для рядовых путешественников, да и своих граждан старается до этих пор не выпускать за пределы «империи».
Правда со временем появились некоторые лазейки для проезда в самую большую страну Мира. Одной из которых мне и удалось воспользоваться в сентябре 2021 г., когда ОФРП наметили продолжение своей кавказской эпопеи, начатой в мае-2018.
Естественно спланировал поездку в Россию на этот период, в микроавтобус VW-T5 загрузил эндуро-мотоцикл «Хускварна-350/2016» даже не мотоцикл, а «злой спортивный снаряд». Купленный кстати под влиянием тех же «Пиплов», как замена «злого», но явно морально устаревшего «Сузуки-ДРЗ400Е».



Пройти русскую таможню в «ковидные» времена квест еще тот, но 4 часа времени и оформление бюрократических бумажек позади, а так то меня, как мото-туриста, везущего на Кавказ еще и мотоцикл без номера, особо то и не «шманали», в отличии от украинских заробитчан, чьи сумки и вещи проверяли, словно действительно искали наркотики, а не сало для перекуса после работы.



Таможенник, увидев загруженный эндуро с кучей вещей, понял, что мы явно не "контрабандисты" и дал добро .

18/09 без приключений приехал в Псебай, на большую турбазу, знакомую по августу 2013 года, именно отсюда стартовали тогда с мурманчанином Иваном «Чипом» в совместное эндуро-путешествие по срезкам вдоль Главного Кавказского хребта, о чем вышла большая статья в январском номере 2014г. в журнале «Мото».
Правда тогда с «Чипом» покатались всего один день и расстались - «не сошлись характером».
В следующем августе 2014 г. снова поселились на турбазе теперь вместе с питерцем Димой «Ди ник» и рванули на маршрут, в первую очередь пройти срезку Пхия — Архыз.
Все у нас тогда получилось, доехали до Безенги — незабываемый интересный трип, даже побыл сутки под арестом, как «шпиен», поскольку без спецпропуска прикатили по руслу реки на источники Кислые.
Спустя 7 лет снова на турбазе, особо здесь ничего не изменилось, чего не скажешь об остальной России.
Компания для путешествия в горах Кавказа собиралась представительная, «терли» в интернете всевозможную инфу месяца три, вроде как собиралось ехать 18 чел., но на поверку приехало только 10, причем 2 «сочуствующих»: Паша Savl на КТМ-690, что явно не вписывалось в концепцию путешествия ОФРП — слишком тяжел и нагружен эндуро для горного маршрута.
Вторым «сочувствующим» считал себя, даже несмотря на легкий «Хаска-FE-350”, был уверен в бесперспективности предложенного трека — ехать по пешим горным тропам на груженых, пусть даже легких эндуро, дело крайне рискованное, можно улететь вниз «навсегда»!
А мы ведь вроде на отдых на Кавказ приехали, пусть даже с приставкой АКТИВНЫЙ!
Потому заранее «вписал» себя в лайт-группу, но кроме меня и Паши желающих «по лайтить» по Кавказу больше не нашлось.
Остальная восьмерка проверенные бойцы-экстрималы, так сказать цвет ОФРП: Pate, Мишутка, Иванов, Черепаха, Вантес. Дима Шокер, Эббот и Ярик, «стажер» с Воронежа — все на легких КТМ и Хускварна.
В ходе общения в специально созданной Ватсап-ветке обговаривали
на протяжении пару месяцев общий маршрут, над которым работали «зубры» ОФРП — Миша Верещагин и Володя «Черепаха».
Меня, как пешего туриста, настораживала какая то «простота» трека, вроде как соединили точки А и В, только есть одно НО — мы будем путешествовать в горной местности, трек проходит через горные хребты. То, что вполне приемлемо на равнине, где на эндуро можно проехать по лугам, полям и даже по лесной целине, в горах абсолютно неприемлемо.
Приходилось не только ездить на эндуро в районе Архыза. Домбая, Приэльбрусье, но и ходить в тех местах с пешими тургруппами.
Потому владел ситуацией и информацией, что прямой срезки с Архыза в Домбай для авто-мото туристов нет, слишком крутые тамошние хребты, о чем неоднократно рассказывали «пешики», так в шутку называют пеших туристов с рюкзаками.
Пытался рассказать это в ветке ватсапа ОФРП, но встретил явное непонимание со стороны старожилов Клуба и даже был назван «паникером», мол еще никуда не едем, а ты уже «бздишь».
Что тут ответить?
Как говаривал местный аксакал в Бухаре:
«Каждый баран носит свои яйца».
Тем более эти споры проходили еще летом, в тот момент у меня еще не было полной уверенности, что вообще попаду в Россию — таможня может не дать добро.
В итоге в середине сентября все сложилось отлично и впервые за два года попал в Россию, благодаря жене (ее родители живут в пригороде Ростова).





По дороге, в Мостовском заехал на турбазу "Жень-шень" - горячие гейзеры, что может быть лучше на Кавказе - SPA в чистом виде!

Сбор обозначен на 18 сентября, старт на маршрут 19 сентября.
К вечеру 18 сентября с Ростова без проблем (всего то 400 км) добрался до Псебая, по пути заехал в поселке Мостовском на турбазу с горячими источниками — SPA это сила!
Этими самими SPA в первую очередь славится Кавказ и ездя мимо на мотоцикле, как то даже не по «феншую» проезжать мимо, когда люди со всей России приезжают на такие гейзерные источники - «фабрики здоровья» в чистом виде.
На турбазе Псебая компания почти в сборе, приехал в сумерках восьмым по счету, где то в пути еще неслись Ваня Вантес и Андрей Эббот, выехавшие рано утром с Москвы. но к вечеру обещали быть на месте, несмотря на почти 1500 км пути — настоящие «гонщики».
Кому сказать, после Монголии два года не виделся с ребятами, с кем в мае 2018 «форсировали» залив Азовского моря и катали в грузинское Омало, в 2019-м прошли алтайскую тропу Тюнгур — Инь и часть пустыни Гоби.
Душевная встреча, естественно накатили украинского коньяка и еще чего то. Сходили с Димой Шокером в сауну, потом приехал Вантес с Эббот, с юмором встречали «гонщиков» после приличного прохвата в 1400 км за день. Разговоры, посиделки, в общем все, за что мы так любим мототуризм.







Утром часов до 12 собирались, паковались и наконец рванули в путь. Сначала по асфальту, затем свернули на боковую отворотку, мало напоминавшую дорогу, далее и вовсе трек уперся в провод под напряжением — электропастух.
Стало понятным, что впереди у нас традиционные оффроудпипловские «400 м до дороги», пошла и вправду настоящая «жара». Умудрились в горах Псебая найти болото и какой то призрачный путь, через это самое болото.





Паша на КТМ-690 опоздал на "построение", пришлось фоткать на ходу - первые 3-4 км не предвещали ничего экстримного, вроде же все собрались ехать в ГОРЫ ... wink smile


 
LOTOS Дата: Вторник, 15.02.2022, 19:20 | Сообщение # 7
Группа: пользователь
Мотоцикл: F800GS.DR-Z400S.FE-350.ИЖП5
Город: Глухов,Сумская обл.
Сообщений: 2317

Сейчас offline
21 сентября.

Вечерний ужин в кафе, лишний повод в спокойной обстановке «поторохтеть» о планах на будущее. Но пока сильны эмоции от последних суток путешествия, особенно когда ты сидишь не в лесной глуши в палатке, а в уютном кафе в центре Архыза.
В двух словах рассказал об интересной теме утреннего завтрака с ОФРП, когда Паша уже уехал.
Пришел Мишутка, поведал что обошел левый склон, там есть бывшая дорога, в некоторых местах завалена упавшими соснами, но это не проблема, мы и не такое ПРЕОДОЛЕВАЛИ — ключевое слово сказано!
Подключился к разговору Сергей Иванов, мол путешествие без преодоления, это не наш метод. Подытожил Ваня Вантес, так что ребята, давайте выпьем за ПРЕОДОЛЕНЦЕВ, за нас вами.









Все по "феншую", т.е. классический отдых от ОФРП - раскладные столики, раскладные кресла и общий "VIP-стол" накрывается даже в самой затычной точке земного шара, так было даже в горах монгольской Гоби! Разве это может не понравиться, особенно если вы поклонник разного рода АПЕРИТИВОВ...



Утром 20-го Паша собрался когда еще вся компания "дрыхла" - здоровый образ жизни рулит.

Кем, кем, но ПРЕОДОЛНЦЕМ в отпуске на Кавказе с мотоциклом, мне быть не хотелось. Не хотелось ввязываться в эти «дурацкие» треки для пеших туристов, которые мы преодолеваем на груженых эндуро. Ладно здесь, хоть лес и высота до 1000 м, а в дальнейшем нитка трека ОФРП уходит на высотные горные перевалы под 3000 метров, где одно неверное движение и можно запросто улететь в пропасть вместе с мотоциклом или один мотоцикл улетит, легче от этого не станет.
Потому Паша, сижу здесь вместе с тобой в уютном кафе Архыза... просто хочется именно КАТАТЬСЯ по Кавказу без эпитета ПРЕОДОЛЕНИЕ.
Придя в мини-отель на ночлег, обсудили дальнейший маршрут. Хотя на ветке Ватсапа уже подробно рассказывал о своих «хотелках», которые кардинально расходятся с «хотелками» ОФРП, но все же частично вписываются в трек компании.
Ох уж эти треки ОФРП, выражаясь академическим языком, это полная схоластика — вещи не совместимые с реальностью, особенно если касается горных маршрутов.
На эту тему пытался не один раз дискутировать в группе Ватсапа, но был «зашикан», как паникер. Что ж, первую «панику» мы уже имеем 19 сентября, когда сначала уперлись в КПП — шли по треку, а дальше «рядом с треком» приехали в глухой лесной котлован.
В двух словах высказал Паше свои впечатления от трека, на что тот уверенно ответил:
- Хочешь переубедить компанию? Бесполезно, я же с ними иногда тоже катаюсь. Для тебя это путешествие с конкретной точкой, т. е. доехать в Безенги, а им этот Безенги пох! Им главное процесс, вместе компанией покатать где то в горах, где не только никто не ездит, а порой даже никто не ходит!
- Во чудеса, Паша, ты просто читаешь мои мысли!
- Нет, я тоже иногда читаю то, что пишут в группе Ватсапа и ты постоянно в чем то хочешь переубедить компанию. Нет, они будут далее заниматься тем, чем им нравится, пусть даже это противоречит здравому смыслу.
Возможно не дословно, но точно по смыслу передаю наш с Пашей разговор вечером 20 сентября в отеле Архыза. Насчет «здравого смысла» могу только подтвердить, вспоминаю наши «рыскания» по треку в горной части пустыни Гоби, когда в очередной раз заехали в тупик (причем было понятно, что впереди на 100% тупиковое ущелье), спросил у стоящего рядом на XR-250 Максимова:
- Олег, где логика в наших действиях, а ведь это пустыня, здесь запросто можно заблудиться "на всю жизнь"!
Его ответ поверг меня в настоящий шок!
- Какая нах логика, да нет в наших действиях никакой логики и нам всем это нравится! Тебе не нравится, значит едь сам куда хочешь (правду сказать, спустя сутки сам и свалил в сторону Улан-Батора и Байкала).




Снимок в пустыни Гоби в августе 2019-го, на первом плане Олег Максимов, его ответ насчет "логики в путешествии" так впечатлил, что даже сделал фото с места того памятного разговора.

В итоге предложил Паше маршрут, учитывая, что в этих местах катаю третий раз, дороги знаю:
Архыз — Обсерватория - Маруха — Красный Карачай — перевал Муха — Теберда — это на 21 сентября.
Дальше Черкесские Джиласу — Кабардинские Джиласу через Золотые ворота и серпантин на Сырзавод. Потом срезка на Тырныауз — Чегемское ущелье — срезка на Безенги и гейзер-SPA Аушигер. Отличный план на ближайшую неделю.
С Аушигера Паша хочет еще на Владикавказ по асфальту, а мне на регламентной Хускварне почти 500 км хода до базы в Псебае.
Сегодняшний прохват на 200 км показал, что ездить такие расстояния с туристической сумкой на эндуро типа ЕХС можно, но удовольствие от этого очень сомнительные — места для задницы на сиденье очень мало и начинаешь поочередно «перескакивать» с правой ляжки на левую, хрень полная.
Такой у нас состоялся вечером 20-го плодотворный и перспективный разговор о совместных планах на ближайшее будущее.
Утром 21-го вспомнил — сегодня большой православный праздник, Рождество Пресвятой Богородицы, в родном Глухове престольный праздник, всегда приглашал домой друзей: отмечали, гуляли, общались.
С утра в церковь, это когда дома, а здесь, в мусульманском Архызе?
«Залез» в интернет, оказалось в старом Архызе есть православный монастырь, причем один из самых древних в России, основан в Х веке.
Паша оказался человеком религиозным, библию наизусть знает, придерживается в жизни православных традиций, что встречается крайне редко в мире мототуристов. Договорились обязательно заехать в Храм, здесь же где то в горах есть лик Христа на скалах, но это скорее языческий символ, созданный «матушкой природой», в отличии от построенного людскими руками Храма.
Выяснилась еще одна «особенность» Архыза, в городке где масса дорогостоящих отелей и горнолыжная трасса, нет банальной АЗС — ближайшая в 50 км на трассе в Зеленчукской.
Как говорят в Украине: «маемо те, що маемо».
Подошел к вездесущим таксистам, те рассказали, где надо искать местную «народную АЗС» - бензин А-92 с канистр. Бак у Хаски-350 всего в 9.5 литра — постоянный головняк, если впереди 150-200 км пути. Ребята с «АЗС» оказались рядом с нашим домом, залил полный бак А-92, выбирать не приходится.
Хорошо Паши, у него два бака на КТМ-690 — 25 л бензина вмещается. Потом так и ездили, Паша меня постоянно дозаправлял с бутылок со своего бензобака.
Маршрут на день знали, выехали в разнобой, я поехал первым, нашел Храм, который оказался в зоне заповедника, проезд через шлагбаум.
Пришлось купить билет за 200 руб., наверное на эндуро можно было объехать эбенями, но как то не по «понятиям» ехать в большой христианский Праздник, в Храм с «черного хода».







Территория национального заповедника, здесь хотя-бы полдня походить, посмотреть достопримечательности и музей, но некогда, всю жизнь некогда...
Зашел в Храм, выяснилось, что служба прошла ночью, по Афонскому уставу и сейчас уже все празднуют дома. Купил христианских сувениров домой и друзьям, постоял подумал о смысле жизни и вечных ценностях.
Тем временем Паши все не было, созвонились, благо симку МТС и интернетом купил еще в первый день при пересечении границы.
Паша ждал у шлагбаума, переспросил его, точно не будет ехать к древнему Храму, кстати самый старый из всех православных Храмов, где мне довелось быть — постройка датируется Х-м веком!
Сел на Хаску, вернулся к Паше и по дороге поехали вверх на Обсерваторию.
Длинный асфальтовый серпантин на высоту 2000 м, грандиозное действующее сооружение, обошли вокруг и снова в путь. У Паши был старый трек нашего общего друга Володи одессита, в том числе и с Володей мы в 2014 году катали этот маршрут через срезку Пхия — Архыз.
За Обсерваторией дорога пошла еще выше, каменный грейдер вывел нас на 2300 м, это даже выше Макропиджа и никакой альпийской целины, уверенный грейдер вперемешку с камнями.













Виды открылись замечательные, немного «покурили» с фотосессией, затем в путь на Маруху. Спуск оказался чересчур длинным, в некоторых местах достаточно круто вниз, естественно подъем сюда от Марухи дело увлекательное и не каждому подойдет. Получилось около 15 км постоянного спуска с 2300 м на 1000 м по высоте.
В Марухе переспросили у местных насчет проезда через хребет в Красный Карачай, но нам ответили — дороги нет, только вокруг через трассу.
За полчаса по асфальту «прискакали» в станицу Кардоникская к повороту на нежилой аул Красный Карачай, на АЗС решили выяснить у местных, возможна ли срезка с Карачая через перевал Муху на Тиберду.
Нам ответили, что дороги там нет от слова вообще ?? Стал вопрос, куда ехать?
То, что с Архыза до Теберды нет никакой дороги или даже конной тропы, это знал еще раньше, когда ходил в турпоходы с рюкзаком, а вот путь с Красного Карачая на перевал Муха вроде как был — сейчас говорят нет!
Паша говорит, было бы неплохо связаться с хозяином треков, Володей одесситом. Какие проблемы, есть у меня мобильник одесского друга, интернет тоже есть. Набираю номер, здороваюсь и начинаю рассказывать наши «проблемы отдыха», Володя с возмущением отвечает, а меня почему не пригласил?
- Хрен его знает, тут сам не знал, пропустит ли рустаможня. Даю трубку Паши, разговорились, Володя был на «Мухе» на XR-250 в 2014-м, но дальше на Карачай проезда нет, нет даже конной тропы, так ему рассказал местный пастух, когда после перевала оборвалась дорога, они тогда тоже хотели с товарищем спуститься в ущелье, в Карачай, но не вышло.





Отрицательный ответ, тоже вариант, значит нам туда не надо. Договорились с одесситом, что обязательно спишемся в 2022 году насчет общих планов, а с ним были вместе на Мотобухте-2012, на северном Кавказе-2014 и в грузинском Шатили на Майские-2015, а еще в сентябре 2017-го у Димы Белоруса на слете «Африканцев» - тесен Мир!
Выходит Теберда отпала сама собой, у нас день в запасе и сейчас прямиком поближе к Эльбрусу, на Черкесские Джиласу. Асфальтовый прохват через Карачаевск до аула Хурзук, далее 20 км уже дважды знакомой для меня «недороги» на знаменитые целебные источники, «курорт 19-го века», как еще иногда называют в интернете Черкесские Джиласу.
По дороге где то остановились в селении у магазина попить кофе, в итоге «убили» час светлого времени, на источники «допрыгали» по ухабам уже в темноте.







Вспоминая спуск в Маруху и эту «дорогу» до Черкесских Джиласу подумал, как замечательно, что с нами не поехал по лайт-маршруту Deamon на БМВ-800GS. Рейдер с компании ОФРП, собиравшийся тоже ехать по лайт маршруту, но в итоге что то там ему помешало и слава Богу, иначе этот «лайт» стал бы для него жестким «хардом», да и для любого другого на тяжелом эндуро мотоцикле.
Утром Архыз, потом Обсерватория и Маруха, аул Хурзук и наконец высота 2600 м, мы на Черкесских Джиласу — снова приличный прохват в 200 км, особенно когда под тобой эндуро ЕХС.










На источниках уже явный не сезон, потому нам предложили "апартаменты" у горной реки с видом на Эльбрус, выражаясь по модному - "аутентичное" жилье на живой природе и даже печка-буржуйка на дровах, т.к на высоте 2600 м в конце сентября на Кавказе уже заморозки.
Надо сказать два предыдущих раза бывал на источниках в августе, жилье под крышей все было занято, ставил палатку, как настоящий "дикий" турист. Хотя мы на самом деле и есть НАСТОЯЩИЕ ДИКИЕ ТУРИСТЫ, раз приехали сюда не на комфортных джипах, а в седле двухколесного "коня".

P.S. Порылся в Гугл-альбомах. нашел фото c Кавказского трипа 2014 года: Володя одессит(слева), Сергей с Херсона, его напарник(в центре), стоим где то под Карачаевском.



 
LOTOS Дата: Вторник, 15.02.2022, 21:56 | Сообщение # 8
Группа: пользователь
Мотоцикл: F800GS.DR-Z400S.FE-350.ИЖП5
Город: Глухов,Сумская обл.
Сообщений: 2317

Сейчас offline


Тот случай, когда лучше раз увидеть, чем читать или смотреть фото. "Кино" простенькое, как говорится, сделанное "на коленке" прямо с телефона.
"Правда жизни", как катать в компании ОФРП. wink




Сообщение отредактировал LOTOS - Вторник, 15.02.2022, 21:57
 
pm Дата: Вторник, 15.02.2022, 22:20 | Сообщение # 9
Группа: пользователь
Мотоцикл: нет
Город: нет
Сообщений: 718

Сейчас offline
У Вас рост кажись не 180? Никогда не мог понять выбор мотоцикла в 90 см по седлу ради 50 лошадей. вся эта мода на слоников, как эпидемия компенсированная колллллллективом. biggrin А тот царский быт со столом и креслами просто вводит в дикую зависть по сравнению с возможностями перекусить на коленке при одиночном путешествии. Да и не объехать и засесть в луже непозволительная роскошь, как у вас в кино. smile
 
sergeech007 Дата: Среда, 16.02.2022, 13:38 | Сообщение # 10
Группа: пользователь
Мотоцикл: F800GS Adv.
Город: OZ
Сообщений: 160

Сейчас offline
Цитата LOTOS ()
В мае на высотах свыше 2000 м будет лежать снег, так что на эндуро маршрут не получится ехать в конце апреля.

Понятно, спасибо...

А рассказ занятный, интересно читать, хорошо написано! Спасибо за повествование! thumbup
 
LOTOS Дата: Четверг, 17.02.2022, 00:53 | Сообщение # 11
Группа: пользователь
Мотоцикл: F800GS.DR-Z400S.FE-350.ИЖП5
Город: Глухов,Сумская обл.
Сообщений: 2317

Сейчас offline
Еще один мини-ролик.



 
LOTOS Дата: Пятница, 18.02.2022, 08:46 | Сообщение # 12
Группа: пользователь
Мотоцикл: F800GS.DR-Z400S.FE-350.ИЖП5
Город: Глухов,Сумская обл.
Сообщений: 2317

Сейчас offline
Что такое Джиласу, посмотрим 3 минуты, может тогда поймете то, о чем было написано выше.
Опять же, все на любителя - на вкус и цвет товарищей нет! smile



 
Mityai Дата: Пятница, 18.02.2022, 15:58 | Сообщение # 13
Группа: пользователь
Мотоцикл: Китайский
Город: Мозырь
Сообщений: 3

Сейчас offline
Эх, красотище! Когда уже потеплеет? Надоели февральские дожди, хочется уже прокатиться.
 
LOTOS Дата: Воскресенье, 20.02.2022, 21:56 | Сообщение # 14
Группа: пользователь
Мотоцикл: F800GS.DR-Z400S.FE-350.ИЖП5
Город: Глухов,Сумская обл.
Сообщений: 2317

Сейчас offline
Цитата pm ()
У Вас рост кажись не 180? Никогда не мог понять выбор мотоцикла в 90 см по седлу ради 50 лошадей. вся эта мода на слоников,


Что сказать?
Хаска - 350 по седлу h-95 см явно высокая для рейдера с ростом 168 см.
Но что делать, есть ХОЧЕТСЯ покататься на "злом" эндуро, а эти самые "злые" эндуро ( КТМ - Хускварна - Хонда - Ямаха) все с высотой по седлу от 95 до 98 см от земли - еле кончиками мотобот достаешь до земли.
Роман, жизнь одна и хочется на всем покататься, в том числе на FE-350 c высотой по седлу 95 см, зато с весом в 105 кг и эти самые 105 кг все решают - легкость веса мотоцикла многое решает в езде по буйракам и эбеням.
Рассуждать и писать об этом бесполезно, главное попробовать.
Два сезона катался на FE-350/2016 и понял, что для туризма эти КТМ и Хаска дело бессмысленное - верьте на слово!
Не верите, тогда попробуйте на КТМ-350ЕХС проехать со спецсумкой "штаны" 200 км за день и тогда вы точно поймёте, о чем идет речь.
В итоге свою Хаска-350 продал в ноябре 2021 и думаю, что новый КТМ-350ЕХС покупать для туризма дело бессмысленное, Другое дело - для ралли и кроссов, без шмурдюка.
Такие вот дела, Роман рm.



Как говорил незабвенный Ося Бендер, это "жертва аборта" , а не полноценный мотоцикл для мото-эндуро-туризма.
Не верите, тогда вам надо купить КТМ-350ЕХС (он же Хускварна-350) и прокатить по Кавказу, по горам и эбеням 1000 км или 25 мото-часов, тогда вы поймете, о чем идет речь! wink


 
pm Дата: Воскресенье, 20.02.2022, 22:26 | Сообщение # 15
Группа: пользователь
Мотоцикл: нет
Город: нет
Сообщений: 718

Сейчас offline
Ну и скажи этим буржуям, СДЕЛАЙТЕ ДЛЯ МОТОТУРИЗМА ХОТЬ ОДИН МОТ В МИРЕ. Нафига нам хода в 300мм? Нам бак и свет нужен, а главное стартер и кикстартер. Засуньте мотор в 400 кубов (самый универсальный на любые дороги) у вас даже если не стараться не более 120 кг получится. А они чем дальше, тем хуже модели делают. CRF 300L по параметрам вылетый китаец. весит, как 600 кубовый, едет как старый 250 куб.

А 95 по седлу, потому, что рассчитан на езду в стойке. У нас ралийных участков редкость большая. У нас потребность - НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО КЛАССА мотоциклов. Пол жизни проездил на моторах не отвечающих документам. А сейчас целого с 90-х попробуй найти.

Наверно нас так мало среди толпы байкеров что не интересны маркетологам. Читаю о путешествиях конструкторов Минского мотозавода когда-то, так и хочется спросить, что же за многие годы, так и ничего путного вы не сделали
 
Форум Содружества Мототуристов MotoTravels » ПОГОВОРИТЬ ПО ДЕЛУ » Обсуждения маршрутов и мест » Черкесские Джиласу. (Заповедные места Кавказа.)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: