pm  | Дата: Пятница, 29.06.2012, 16:07 | Сообщение # 1 |
Группа: пользователь
Мотоцикл: нет
Город: нет
Сообщений: 718
Сейчас offline
| Возродить спортивный мототуризм В СССР было создано не олимпийский вид спорта «спортивный туризм» одним из видов которого был авто-мото туризм. Суть спорта заключается в том, что все походы и путешествия можно рассмотреть с точки зрения сложности маршрута, а сложность маршрута классифицировать по категориям. Таким образом, каждый поход отвечает своей категории сложности. Человек проходя от простого похода, низкой категории (1 категория), до самого сложного (6 категория) повышает свое мастерство, набирается опыта. Рост уровня опыта и мастерства, сопровождается увеличением разряда спортсмена, так как это в любом ином спорте. Сначала 3 разряд, потом 2, потом 1, потом кандидат в мастера спорта (КМС), потом мастер спорта по туризму (МС). Так же проводились соревнования между походами, где определялся самый сложный поход. С развалом СССР все виды спорта, так же как и экономика, социальная жизнь, культура, искусство пошли на убыль и в первой половине 90-х сильно деградировали. Спортивный мото туризм имея пик в 1986 году через 10 лет фактически прекратил деятельность. Сегодня для возобновления деятельности данного вида спорта нужно сильно упростить правила проведения спортивного похода (хотя бы временно), подкорректировать старые нормативы категорий, учитывая изменения техники, визовых возможностей, реалий того, что мы теперь живём в разных странах… О старых правилах проведения походов можно почитать в интернете, информации много. Здесь речь пойдёт о том, что надо изменить, а что оставить. Главной задачей контроля федерации туризма за туристом всегда была забота о безопасности туриста. Считается, чем выше категория, тем больше опасности для туриста. Эта константа правильная для всех видов туризма (пешеходный, водный, спелео…), кроме авто-мото туризма. Дело в том, что простые походы проходят на дорогах с большим трафиком движения и представляют большею опасность по сравнению с лесными, полевыми дорогами. Статистика говорит, что травматизм в городах на много выше чем за городом. Вторая опасность для туриста грабёж или конфликт в пути. Вероятность такого в лесу, далеко от людей, меньшая, чем в походах низших категорий, которые проходят по дорогам общего пользования. В - третьих, сегодня федерация даже зная о проблеме группы, не всегда сможет помочь туристам. Это и финансовые проблемы, иные законы, за рубежом, реорганизация МЧС (например, в Украине). Слова: «мы контролируем, что бы повысить безопасность» в реалии лишь узурпация власти, тормозящая развитие, в мототуризме так точно! По старым законам любой спортивный поход начинался с получения и заполнении «Маршрутной книжки». В ней вами указывалась вся информация о группе Ф.И.О, адрес, туристический опыт, обязанности в группе (кто руководитель, кто фотограф…), информация о маршруте и предполагаемый график движения. Так же в маршрутной книжке надо было по ходу движения ставить печати (любой организации, где написано место пребывания данной организации), как доказательство, что вы там были. Так же в доказательство своего пребывания на маршруте вам надо было отправить на имя федерации 2 телеграммы, с мест которые указывались в маршрутной книге. А теперь давайте рассмотрим маршрутную книжку в сегодняшних реалиях. 1. ФИО и адрес есть в отчёте, который вы пишите после похода. 2. Туристический опыт в иных видах действительно зависит от количества походов, но не в авто-мото туризме (водный турист на работу на байдарке не плавает, а мы ездим на своем транспорте ежедневно). Уверяю, московский таксист со стажем 10 лет может «дать фору» спортсмену в умении водить транспорт. Водитель дальнобойщик, в туристических тонкостях не хуже разбирается мастера спорта. И вряд ли людям этих профессий будет интересно начинать с похода в 1000 км если он по работе за день наматывает больше. По этому опыт у нас определить цифрой в маршрутной книжке не возможно. 3. Руководитель похода обычно человек предложивший маршрут, собравший группы, организовавший. И не обязательно самый опытный. И что от кого в реалии зависело в походе известно только Богу. Зачем людей разделять? Что бы портом человек боялся юридической ответственности и не оформлял документы? 4. Информация о маршруте и графике движения есть в отчёте. 5. Поставить сегодня печать не известно в чем не возьмется ни один нормальный руководитель. Последние годы поставить печать в маршрутной книжке для туриста, это выпрашивание и вымоливание, почти всегда безуспешное. А подделать печать в маршрутной книжке на компьютере пустяк, который не наказывается никак. Печать, как доказательство морально устарела! 6. У каждого мототуриста сегодня куча друзей за тысячи километров. Попросить товарища отправить телеграмму и отправить корешок почтой может любой. Итог: сегодня маршрутная книжка, как доказательство прохождения маршрута морально устарела, вся информация о походе потом есть в отчёте, никаких преимуществ в проезде в пограничную или иную зону не дает, безопасности не увеличивает. Зато это огромный бюрократический тормоз и волокита. По этому: Первое изменение в правилах – отмена маршрутной книжки, нет руководителя похода (формально) А как же определить всю правду о походе? По отчёту. Вы никого ничего не спрашиваете, едите куда хотите, а по отчёту вашему после похода, что и как, можно определить категорию сложности вашего похода. В старых правилах сказано о минимальном количестве участников похода в той или иной категории. Суть в том, что в сложных походах легче, когда группа большая. Но почитайте отчёты в журналах и интернете. ПОЛОВИНА путешествий это одиночные путешествия или маленькие группы до 3 человек. Неужели эти люди не достойны разрядов и званий? Неужели их мастерство ниже тех, кто ехал, надеясь на друга? Нет! Просто им было трудней! Скорей всего вместе они бы прошли, а одному пройти не удастся, но это не закон, это скорей предположение! Второе изменение в правилах – нет минимального количества участников похода, нет вопроса туристического опыта Не секрет, что последнее десятилетие количество зарегистрированных походов за год на много меньше советского периода и является секретной статистикой федерации спортивного туризма. Работу определяют по количеству присвоенных разрядов. Вы скажете меньше ездят меньше разрядов… Нет, не меньше. Дело в том, что разряды раздают на соревнованиях за первое, второе, третье место. Честно? НЕТ!!! Вопрос а сколько было участников соревнований… Три? По этой схеме, увы, мы живём. Соревнования по мототуризму предполагали такие дисциплины: триал, скоростной подъем на гору, драг-рейсинг с добегом до мотоцикла, разборка узла мотоцикла, установка палатки на скорость и многое другое, что придумают организаторы, например песня у костра, или у кого вкуснее борщ… Безусловно в походе это всё надо уметь, вплоть до автоматизма. Но скажите кто победит? Уверен пожарник… Ведь он тренируется постоянно, и не гарантия, что хотя бы раз в жизни бывал в походе. И не путайте со слётом. Соревнования и слёт разные вещи и в соревновании не туризма! Соревноваться могут походы, по сложности, протяжённости, уникальности, по отчёту, по фильму, по первопохождению маршрута… Третье изменение в правилах – соревнуются походы, а не другие дисциплины входящие в поход (триал, разборка мотоцикла, туристическая песня…). Так, кажись с тем чего не надо, разобрались. Теперь, что главное. Как и по чём определить сложность маршрута – по отчёту. Отчёт состоит из 5 частей. 1. первая часть должна содержать всю информацию. Кто ездил, на чём, по какому маршруту, когда, 2. вторая часть это карты, координаты по гпс. 3. описание пройденного. Здесь вариантов много. Одни напишут статью в журнал, вторые только препятствия, третьи о своих переживаниях и чувствах… о форме отчёта отдельный разговор, но смысл этой части в том, что бы облегчить идущим после вас приготовления к походу. 4. фотографии или видео. Когда-то с похода в месяц привозили 100 фотографий, 20 из которых, шли в отчёт. Сегодня на цифровой фотоаппарат меньше 1000 фотографий в месяц не получается. Из них надо выбрать 20 - 30 фотографий доказывающих, все, что вы написали в прежних пунктах. Если ваш маршрут например Москва – Владивосток, то для отчёта вам понадобится фотография вас на мотоцикле в Москве, и не возле дома, а так, что бы сомнений, что это Москва не было, потом например в Уфе, потом в Красноярске, потом в Чите, потом в Хабаровске, и во Владивостоке. Если вы пишите о препятствиях, значит фотография вас с мотоциклом на гравии, через брод, на перевале, или иных препятствиях, которые подтвердят сложность и категорию маршрута. И делая фотографии думайте как правильно показать препятствие, что бы потом вынесенный на общее обсуждение поход не вызывал улыбок в читателей, написал 4 категория, а на фотографиях только одни посиделки за «чаем»… На фотографиях должны быть все участники похода и все мотоциклы. 5. заканчиваться отчёт должен советом группам идущим за вами. На что обратить внимание, что трудней всего, чего опасаться, где вы брали материал на свою подготовку, ссылки, адреса людей мотохелпа и иная информация которая может пригодится иным людям там не бывавшем.
Категории сложности. Здесь споры просто неизбежны. Когда была маршрутно квалификационная комиссия она сама определяла сложность похода. В нее входили опытные туристы, но если у комиссии не было опыта, например, участники комиссии, имея только 3категорию, не могли рассматривать поход 4 категории. Сегодня в России я знаю о 3 мастерах спорта по мототуризму. Один в Москве, другой в Санкт-Петербурге, третий на Алтае. Соединить их в одну комиссию физически не реально. Что делать? Давайте примем те нормативы, которые у нас были, конкретизировав до мелочей, как считать каждое препятствие, за изменением некоторых устаревших нормативов по дистанции пути. Сегодня большие расстояния в связи с новой техникой и иными дорогами для мототуриста поменяли свою трудность. Расстояние в 1000 км сегодня ездят за день. Нужно вести понятие дальнобой. Соответственно изменить в сторону увеличения расстояния в 1,2,3 категории. В 4 и 5 категории на первое место выходит не дистанция пути, а препятствия на маршруте. Я бы здесь ничего не менял. Особое надо сказать о 6 категории сложности. В мототуризме её никогда не было. Лишь в на Алтае её классифицировали те мастера спорта о которых упоминалось. Это означает что в других районах говоря 6 категория надо быть очень осторожным. Я специально сейчас не описываю каждую категорию, ибо этот вопрос надо выносить на всеобщее обсуждение на форуме и не на одном, и через месяц два приходить к общим понятиям. В интернете есть куча примеров маршрутов и их категории. Есть и описаны технологии определения сложности. Суть не в том брод глубиной 0.5 метра и шириной 20 метров это 4 или 5 категория, суть в том, что если договорились так, то так для всех. И пускай иногда это может не совсем справедливо, по мнению кого-то, зато без всяких споров! И теперь главное: ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ДОГОВОРЁННОСТИ ПО КАТЕГОРИЯМ ИХ НЕ МЕНЯТЬ ХОТЯ БЫ 5 – 10 ЛЕТ!!! Сделать таблицу, заполнив которую можно получить, было бы ответ на вопрос – этот поход какой категории? Таблицу сделать в тестовой форме.
Разряды. Когда-то после сданного отчета маршрутно квалификационная комиссия выдавала справку о прохождении похода той или иной категории. Сегодня, наверное, организация аккредитованая министерством спорта. Но какая? Федерация спортивного туризма, или федерация мотоспорта, которая ввела дисуциплину мототуризм? Думаю без разницы… 3разряд, 2 разряд, 1 разряд, присваивает федерация, КМС присваивают в местном спорт комитете, мастера спорта в министерстве по спорту. Вот нашёл таблицу. Здесь есть участие и руководство, что считаю не нужным. Ну и юношеских разрядов в мототуризме нет, права юношам рано.
Разряды Категории сложности спортивных походов I II III IV V VI У Р У Р У Р У Р У Р У Р МСМК муж. 1 2 жен 2 МС муж. 1 2 жен 1 1 КМС 1 1 I 1 1 1 II 1 1 III 1 Iю Совершить один поход III степени сложности IIю Совершить один поход II степени сложности IIIю Совершить один поход I степени сложности Что в итоге. Ездим как ездили. Пишем на форумах как писали, но соответствующая организация всё это собирает и присваивает разряды, проводит чемпионат походов, сама а не бегать дядю просить. Зачем? Что бы новым поколениям не начинать всё с нуля, не искать проедем, не проедем, не повторять чужие ошибки, для развития мототуризма. А федерации вместе с выработкой правил игры, было бы правильно собрать все походы, разбросанные по всему интернету в одно место, и заочно по новым правилам присвоить людям разряды за то время пока федерация не работала.
Как определить категорию сложности дороги? Мой вариант - давайте сделаем, проще не бывает.
Будем считать, что у нас есть 6 категорий сложности. А так же будем считать, что есть обстоятельства, которые увеличивают категорию сложности дороги, это высота над уровнем моря, температура воздуха, преодоление рек вброд, уклон подъема. Все не предвиденные обстоятельства: буря, наводнение, землетрясение… во внимание не берем, ибо рассчитать, как было усложнено движение не возможно. Одна буря может вообще остановить поход, другое землетрясение узнаем только по телевизору.
Категории сложности дороги:
1. первая категория дороги – это любая дорога с покрытием асфальт, бетон, расстоянием 1000 км. 2. вторая категория дороги – это дорога первой категории с перевалом не ниже 1000 метров, или дорога первой категории на которой идёт ремонт, или она разбита (ямы, колея, частично нет асфальтного покрытия) Расстояние 2000 км
Первая и вторая категории относятся только к асфальтным дорогам
3. третья категория дороги это дорога с любыми гравийными покрытиями, в любом состоянии (дорога на которой никогда не было асфальта, но колесо не вязнет в дождь в грунт) Расстояние 3000 км. Гравийная часть не менее 500км
Третья категория относится ко всем гравийным дорогам
4. четвёртая категория дороги – это дорога, не имеющая покрытия. Все полевые, все степные, лесные, всё просёлочные дороги - в любую погоду, в любом состоянии. Накатанная колея считается дорогой. Расстояние 2500 км. Категорийной дороги не мение 250 км 5. пятая категория дороги – движение по лесу без дороги, по полю без дороги, по пустыне без дороги, по зимнику летом. Слово бездорожье означает не плохую дорогу, как вам кажется, а отсутствие её как таковой, когда не видно следов предшественников. Дорога заросшая травой, песок скрывающий прежний след, грязевая жижа. OFF-ROUD. Расстояние 1500 км Категорийной дороги не менее 150 км
Четвёртая и пятая категории относятся к дорогам без какого-то либо покрытия
6. Будем считать, что дороги шестой категории не существует. Будем считать, что шестая категория присваивается дороге пятой категории с усложняющими обстоятельствами.
Конечно, можно набрать на пятую категорию сложности, столько дополнительных препятствий, что получиться 10 категория. Но давайте договоримся, что выше шестой нет. Для разряда хватит. А на конкурсе походов сделаем бальную систему, где можно б было определить, какой поход сложнее.
Обстоятельства, увеличивающие категорию сложности дороги.
1. Высота над уровнем моря. Дорога или перевал идущая выше 3000 метров усложняет маршрут на 1 категорию. Выше 4000 метров на 2 категории. Выше 5000 метров на на 3 категории. Выше 6000 метров по-моему дорог нет. Высота определяется по картам в отчёте, фото GPS с мотоциклом на фоне местности. 2. Температура воздуха. Выше + 40 за Цельсием усложняет маршрут на 1 категорию. Температура от 0 до – 10 градусов усложняет маршрут на 1 категорию, от -10 до -20 градусов на 2 категории, от -20 до – 30 на 3 категории. Ниже 37 градусов, если не ошибаюсь, метал делается хрупким, промышленные механизмы не эксплуатируют. Температура определяется по фотографии термометра на фоне мотоцикла и местности. 3. Броды. Всё водные препятствия, в том числе и лужи, шире 10 метров с глубиной более 0, 5 метра увеличивают сложность маршрута на 1 категорию. (или 5 метров шириной и глубиной 1 метр). Учесть течение не возможно, так же и дно препятствия. Переправа через водное препятствие по воздуху на верёвке на 2 категории. Длина брода и глубина определяется по фотографии, момента когда мотоцикл проходит препятствие в самом глубоком месте. 4. Дороги, имеющие участки с уклоном более 35% длиной более 100 метров увеличивают сложность на 1 категорию, а с уклоном более 45 % на 2 категории. Уклон определяется по карте и по правильно сделанной фотографии, где видно уклон дороги, или лучше по двум фотографиям где видно и уклон и длину подъема.
Учитесь думать, перед тем как сделать фотографию. От этого ваши фотографии станут зрелищней, и информационней.
|
|
| |